Автодилера «Рольф» готовят к национализации

Суд в Санкт-Петербурге принял иск Генпрокуратуры об обращении акций компании в доход государства. Гособвинение утверждает, что имущество было получено с нарушением законодательства о противодействии коррупции. С конца декабря 2023 года «Рольф» (а это крупнейший продавец автомобилей в России) находится во временном управлении Росимущества. Автодилер стал первой отечественной компанией, в которой ввели внешнее управление. До этого эту меру применяли только в отношении «дочек» зарубежных игроков.

Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
Автосалон «Москвич»
16фотографий

У Генпрокуратуры уже возникали претензии к «Рольфу»: в 2021-м она подала иск и потребовала возместить в бюджет 20 млрд руб. Гособвинение утверждало, что глава компании занимался предпринимательской деятельностью будучи депутатом. А двумя годами ранее проблемы возникли и у Сергея Петрова, основателя компании. Подробности — в справке «Ъ FM».

«Рольф» принадлежит кипрской компании Delance, которой владеет семья предпринимателя и бывшего депутата Сергея Петрова. В 2019 году против него и некоторых топ-менеджеров «Рольфа» возбудили уголовное дело о незаконных валютных операциях и выводе средств за рубеж.

По версии следствия, в 2014-м господин Петров перевел 4 млрд руб., полученные от коммерческой деятельности дилерского холдинга, на счета кипрской компании. Сам же предприниматель настаивал, что просто проводил реорганизацию. По его мнению, уголовное дело связано с попыткой рейдерского захвата бизнеса.

В 2019 году Басманный суд заочно арестовал Петрова, он объявлен в международный розыск. Как писали СМИ, последние несколько лет предприниматель живет в Австрии. Бывшего члена совета директоров «Рольфа» Анатолия Кайро осенью 2023-го приговорили к 8,5 годам колонии общего режима.

В декабре «Рольф» передали под временное управление Росимущества, в Кремле объяснили это «экономической целесообразностью». Сергей Петров назвал передачу «правовым беспределом».

Возможная национализация «Рольфа» — негативный сигнал для рынка. Да и сам актив едва ли удобен государству с точки зрения управления, считает партнер юридической группы GRM Сергей Новиков: «Отчасти данная история является продолжением взаимоотношений Генпрокуратуры и “Рольфа”, которые возникли в ноябре 2021 года, когда ведомство подало иск о взыскании 13 млрд руб. Затем сумма была увеличена почти до 20 млрд руб. В феврале 2022-го этот иск был удовлетворен. Денежные средства были зарезервированы, заморожены на счетах компании, и она по этому долгу расплатилась.

Господину Петрову вменялось нарушение законодательства о противодействии коррупции. Этот эпизод мне представляется уже заигранным. Поэтому здесь необходимо посмотреть детали иска, те требования, которые выдвигает Генпрокуратура.

Вместе с тем национализация данного актива, на мой взгляд, является в настоящее время не совсем правильной мерой, потому что это не совсем позитивный сигнал для рынка. Но закон есть закон. Посмотрим, что скажет суд, каково будет его решение, и как будет действовать компания, продолжая судебные заседания».

Эксперты отмечали, что «Рольф» может быть интересен другим крупным холдингам. Но это непростой актив, так как большая часть бизнеса — это автомобили с пробегом, и «это тяжелая операционная работа», говорили собеседники «Ъ». С другой стороны, сейчас удачный момент для покупки, заметил автомобильный эксперт Вячеслав Жигалов:

«Если оценивать этот актив исключительно по внутренним качествам, то он стоит очень дорого, поскольку это бизнес крайне капиталоемкий. Но есть еще один фактор, который либо повышает эту стоимость, либо понижает, — это рынок.

Он сейчас крайне сложный. Ключевая ставка запредельная, фактически в декабре у нас остановилось кредитование. Цены очень высокие.

Если говорить о каких-то потенциальных игроках, которые хотели бы приобрести этот бизнес, то сейчас, наверное, благоприятное время, поскольку его стоимость низкая. Если инвестиции и стратегия долгосрочные, то покупать, наверное, выгодно».

Между тем на рынке нет понимания, что ждет «Рольф» после возможной национализации. Собеседники «Ъ FM» называют компанию одним из главных брендов российской автоотрасли и надеются, что основанный Сергеем Петровым бизнес будет сохранен.

Александр Рассохин, Иван Корякин

Источник

Оставить ответ