Автотурист Мельников рассказал, как обезопасить себя в путешествии по заснеженной трассе

Мощные снегопады, идущие над Нечерноземьем и Поволжьем, ворвались в новостные сводки непривычными для России сообщениями: занесло метелью сразу несколько федеральных трасс, в том числе новейшие платные магистрали, которые перекрыли дорожники. На всех пострадавших участках от Ленинградской области до Чувашии обстановка под контролем — но сами по себе новости пугают. Неужели теперь не только центральное отопление (как в Подмосковье), но и федеральная трасса — ничего не гарантируют?

В классическом уже фильме начала 90-х «День сурка» с Биллом Мюрреем — вся интрига с временной петлей начинается именно тогда, когда из-за циклона полиция и дорожники перекрывают хайвей и городок Панксатони оказывается отрезанным от цивилизации. Уже гораздо позже этого фильма были десятки (как минимум) вирусных роликов с американских автомагистралей, на которых после сильного снегопада образуются многокилометровые заторы. Буксуют фуры, буксуют автомобили на летней (снег во многих штатах — диковинка) резине.

Российский автомобилист смотрел на это с улыбкой и некоторым высокомерием: «ну, тупые», как говаривал незабвенный Михаил Задорнов. Зимы не знают. Теперь примерно то же самое — вплоть до централизованного перекрытия сразу многих федеральных трасс! — мы можем наблюдать дома. Ощущения не самые приятные, но — как и снег, который валится с неба на голову, — освежающие. Остается понять, что, собственно, происходит.

Баланс и перестраховка

К середине дня 17 января самым проблемным участком трасс, пострадавших от снегопадов в Европейской России, оставался участок трассы М12 «Восток» на левом берегу Волги (684−836 км). Как сообщили в госкомпании «Автодор», операторе этой новенькой платной магистрали, заторы к 13.30 были ликвидированы, водителям предложена необходимая помощь, уборочная техника начала расчистку полотна, готовясь к возобновлению движения.

Всего на этот участок (более 150 км) направлено более 40 единиц уборочной техники, сообщили в госкомпании. Много это или мало? Интуитивно, а также судя по результатам, — мало. По нормативам оператора, с учетом редкости подобных снегопадов — достаточно.

— Конструкция современных автодорог первой категории не делает их особенно подверженными снежным заносам, — поясняет «МК» действующий сотрудник московского ГБУ «Автомобильные дороги», обслуживающего улично-дорожную сеть столицы. — Они ничем с этой точки зрения не отличаются от старых дорог. И это подтверждают сообщения о точно таких же заторах на трассе «Урал» М5. А вот количество техники на обслуживаемые участки имеет значение.

По словам собеседника «МК», число обслуживающей ту или иную дистанцию техники определяется вполне экономическими методами: стоимость содержания парка снегоочистителей балансируется издержками, которые несет оператор трассы в случае «внештатной» непогоды.

В нынешнем случае оператор дорог понес два вида издержек: во-первых, с попавших в затор автомобилей не будет взиматься плата за проезд, о чем уже заявил «Автодор». А во-вторых, участки трасс попросту перекрываются до устранения заторов (что, понятно, также лишает оператора выручки).

Проезда нет

«Внимание! В ближайшие сутки на всей сети наших автодорог ожидается сильный снегопад, сопровождающийся повышением температуры до околонулевых значений, — говорится в самом красноречивом из выпущенных “Автодором” 17 января сообщений. — Просим всех автомобилистов отложить дальние поездки с 17 и 18 января на другие даты».

Далее приводится список наиболее опасных направлений. Трасса М12 — на территории Татарстана, Московской и Владимирской областей. Эпицентр циклона — Московская область, где снег, по прогнозу, начнется ближе к четвергу, 18 января. Кроме того, снег ожидают на всем протяжении (!) трасс М1 «Беларусь», М3 «Украина» и ЦКАД, почти на всей трассе М4, а также на южной части трассы «Нева» М11.

Просьба «отложить дальние поездки» в официальных сообщениях «Автодора» звучала и раньше этой зимой — такие сообщения, как правило, публикуются при прогнозируемом сильном снегопаде, гололедице, ледяном дожде и других неблагоприятных погодных условиях. Предупреждать о плохой погоде, при которой вождение особенно рискованно, — долг оператора дорог (как и МЧС — региональные главки министерства давно практикуют рассылку предупредительных сообщений такого типа). Однако едва ли не впервые под мягкое (а на некоторых участках и «жесткое») перекрытие попадает сразу столько федеральных трасс.

Оператор платных дорог не одинок: московский ЦОДД также обратился к жителям города с призывом отказаться 17 и 18 января от поездок на личных автомобилях. Отметим, правда, что столичным транспортникам такие предупреждения даются легче: город не несет убытков от уменьшения числа водителей на дорогах, скорее наоборот.

Будь готов

Может показаться, что катаклизмы погоды касаются только новеньких платных трасс — однако же это именно кажется. Дело в том, что «голос» оператора именно платных трасс, как компании федерального масштаба, слышен сильнее других. Но и на бесплатных автодорогах сейчас могут быть затруднения движения, вплоть до (в степных районах) пушкинского: «Барин — беда: буран».

Так, закрыт участок дороги Р241 в Ульяновской области до улучшения погодных условий: снежные заносы усугубило ДТП с перегородившей дорогу фурой. Периодически могут закрывать и другие участки трасс «старого образца», как уже упоминавшейся М5. Причина — не только снег, но и сильный ветер, до 25 и более метров в секунду, пояснил сотрудник столичных «Автомобильных дорог», знакомый с нормативами таких перекрытий.

— Есть, правда, один аспект, в котором старые трассы предпочтительнее современных, — продолжает собеседник «МК». — Когда дорога идет через населенные пункты, риск оказаться в случае чего посреди чистого поля, где неоткуда ждать помощи и некуда свернуть с дороги, намного ниже. Вариантов у водителей на местной дорожной сети намного больше: можно встать на обочине, можно переждать снегопад в придорожном кафе, погреться. Много АЗС, другой инфраструктуры. На современных автобанах, особенно новых, инфраструктуры толком нет, между площадками отдыха могут быть десятки километров. И свернуть с дороги некуда, а остановка запрещена.

Такие условия предъявляют особенные требования к экипировке тех, кто выезжает в дальнюю дорогу по зимней трассе, рассказывает опытный автотурист Николай Мельников. Необходимо иметь теплую одежду и обувь, исходя из вероятности провести несколько часов на холоде. Крайне полезен запас горючего (не менее 10 литров) и горячих напитков (хороший термос с чаем). Наконец, хорошо будет иметь в машине туристическую плитку с запасом газа и набор продуктов, воду для приготовления пищи.

Впрочем, все это может понадобиться не только на автобане, но и на любой дороге. А почему, собственно, нет? Если техники для расчистки трассы в любой аномальный снегопад определенно не будет достаточно — риски такого рода теперь придется учитывать.

Антон Размахин

Источник

Оставить ответ