Рынок подержанных машин в 2023 году вырос на 17%, до 5,7 млн штук

с пробегом
Источник: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Рынок легковых автомобилей с пробегом в 2023 году вырос на 17%, до 5,69 млн штук, подсчитал «Автостат». Это всего на 4,4% меньше, чем в докризисном 2021 году (5,95 млн), но на 3,5% выше результата 2020 года (5,5 млн). Для сравнения, рынок новых машин со значительно меньшими объемами вырос на 69%, до 1,06 млн штук.

Лидером вторичного рынка в 2023 году осталась Lada, но динамика роста продаж подержанных машин марки оказалась наиболее низкой в топ-10 рынка (на 7,7%, до 1,3 млн штук).

Среди иномарок лидирует в перепродаже Toyota (рост на 23,7%, до 670,4 тыс. штук), а далее идут наиболее популярные на первичном рынке до нынешнего кризиса Kia (на 23,7%, до 319 тыс.) и Hyundai (на 22,8%, до 315,1 тыс.).

В модельном рейтинге, как и в докризисные 2020−2021 годы, лидирует Ford Focus. Перепродажи модели в 2023 году выросли на 15%, до 119,8 тыс. штук. Напомним, Ford покинул российский рынок еще весной 2019 года, но модель к тому моменту уже несколько лет не попадала в топ новых продаж (последний раз по итогам 2014 года). На втором месте Lada 2114 Samara (рост на 2,9%, до 116,6 тыс.), которая лидировала на вторичном рынке в 2022 году. Также в топ-5 моделей бестселлеры корейских марок Kia Rio (110,5 тыс. штук) и Hyundai Solaris (110 тыс. штук), перепродажи которых выросли на 9,8% и 6,6% соответственно. Замыкает топ-5 Toyota Corolla (рост на 21,6%, до 102,4 тыс. штук). Спрос на Rio и Solaris, а также другие седаны подогревал дефицит в этом сегменте на рынке новых автомобилей, а также регулярный рост цен на них, считает директор направления автомобилей с пробегом Fresh Максим Солодовник.

В целом сегмент автомобилей с пробегом возрастом до семи лет составляет лишь около 21% от всех перепродаж.

В декабре 2023 года рынок автомобилей с пробегом сократился как к предыдущему месяцу, так и к 2022 году, составив 419,7 тыс. автомобилей. Этому способствовало в том числе общее охлаждение спроса на автомобили после повышения ставки ЦБ. Машины с пробегом в последние годы также активно продавались в кредит, поэтому рост стоимости финансирования сказался на продажах. Отметим, продажи новых автомобилей в декабре прошлого года, тем не менее, выросли — их реализацию разгоняли предновогодние программы скидок и ожидание повышения цен с 1 января. Последнего так и не произошло, но аналитики отмечают, что клиенты привыкли к политике обновления цен, которая сложилась до кризиса.

Сейчас, как и в декабре, потенциальные покупатели могут выбирать новый автомобиль вместо подержанного из-за наличия субсидированных кредитов (господдержка спроса), акций, скидок и прочего, говорит Сергей Удалов из «Автостата». У рынка автомобилей с пробегом нет схожих стимулов. Активизация спроса на вторичном рынке, по мнению аналитика, произойдет к весне, и по итогам года в сегменте будет рост. В целом, считает господин Удалов, владельцы продолжают «придерживать» имеющиеся у них автомобили.

Директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодома» и «Автоспеццентра» Владимир Желобов говорит, что в декабре и январе спрос на автомобили с пробегом был ниже ожидаемого: «Стабильно невысокий, хуже показателей аналогичного периода прошлого года». При этом он считает, что стимулирования продаж новых автомобилей нет, а снижение спроса на авторынке происходит из-за ухудшения условий продаж в кредит: «У нас доля продаж в кредит по новым автомобилям снизилась с 70% до 50%, а по автомобилям с пробегом — до 15%». Директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский, впрочем, и вовсе называет спрос стабильным: «Какого-либо снижения интереса покупателей в данном сегменте не фиксируем». В ближайшие месяцы, по его ожиданиям, сохранится такая же динамика спроса на подержанные автомобили.

Ольга Никитина

Источник

Оставить ответ