С виду как новые: в России растет спрос на детейлинг

Читайте также
Мойка машины

К такому выводу пришли аналитики онлайн-платформы Avito. Число запросов на покупку готового бизнеса по этим категориям выросло на 34% в 2023 году. Рост спроса на услуги тоже выражается двузначными цифрами. Как россияне привыкают ухаживать за своими автомобилями, вместо того чтобы менять их, рассказывает Forbes

Количество поисковых запросов на платформе Avito на покупку готового бизнеса в сфере ремонта, обслуживания и детейлинга автомобиля увеличилось по итогам девяти месяцев 2023 года на 34%. В период с января по сентябрь 2021-го и с января по сентябрь 2022 года спрос тоже рос, но не так значительно — на 23%. Об этом свидетельствует данные исследования, подготовленного платформой для Forbes.

Тенденцию подтверждают и данные 2ГИС: услуги детейлинга в сентябре 2023 года искали на 52% чаще, чем год назад, в сентябре 2022-го. А с начала года поиск вырос на 82% (с января по сентябрь).

Детейлинг — это комплекс операций по уходу за интерьером и экстерьером автомобиля, само название указывает на пристальное внимание к разным частям и деталям. Всего на начало октября этого года на Avito зафиксировано более 13 000 предложений о продаже бизнеса. По данным 2ГИС, в городах-миллионниках сейчас работает 5220 студий детейлинга.

Midjourney, Мойка автомобиля
Источник: Midjourney

Детейлинг-студиями интересуются в столицах. По итогам 2023 года спрос на покупку детейлинг-студий в Москве вырос на 75%. Симметричный тренд можно наблюдать в Санкт-Петербурге: плюс 52% по итогам девяти месяцев 2023 года, плюс 55% — 2022-го. Интерес к покупке автомастерских и автосервисов стабилен, но растет более умеренными темпами (около 3%).

По данным 2ГИС, лидером по приросту количества детейлинг-студий стал Краснодар — здесь сейчас работает 328 компаний, которые оказывают комплекс услуг по уходу за интерьером и экстерьером автомобиля, это на 17% больше, чем год назад. В топ-5 по приросту детейлинга также вошли Омск, Нижний Новгород, Красноярск и Москва.

Состояние близкое к новому

Почему россияне ищут сервисы и детейлинг-студии? «Продажи новых автомобилей второй год не превышают 1 млн штук, и срок владения авто увеличивается, — говорит директор по сервисному обслуживанию ГК “Автодом Алтуфьево” Роман Тимашов. — Высокая стоимость и общий дефицит автомобилей на рынке стимулируют спрос на услуги по уходу и дооснащению машин. Культура обслуживания автомобилей меняется, клиенты стремятся сохранить хорошее техническое состояние авто. Рост числа детейлинг-центров, клубных сервисов и СТО является реакцией на спрос. Тренд есть, и мы его подтверждаем».

Читайте также
Уборка в салоне машины

«Спрос на ремонт автомобилей растет особенно заметно в последние два года, — комментирует Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов Fit Service. — Причин здесь несколько. Автомобильный парк стареет, а чем старше машина, тем больше она требует ремонта. Покупательская способность в стране низкая и выбор новых машин ограничен, поэтому водители стремятся продлить жизнь своих действующих машин».

Небольшие студии отбивают клиентов у крупных игроков. «Сокращение доступности и увеличение срока поставок оригинальных комплектующих автопроизводителями европейских и японских марок на российских рынок и их замена аналогичными автозапчастями привели к тому, что автовладельцы все чаще стали отказываться от обслуживания машин у официальных дилеров в пользу отдельных несетевых профессиональных мастерских, — поясняет руководитель макрокатегорий “Готовый бизнес и франчайзинг” и “Оборудование и товары для бизнеса” Avito Илья Дудковский. — В результате бизнес, связанный с ремонтом автомобилей, становится актуальным и перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью.

Спрос на поддержание автомобиля в состоянии, максимально близком к новому, стимулирует рынок расширять спектр оказываемых услуг, в частности за счет добавления услуг детейлинга. Детейлинг-студии продаются и как самостоятельные компании, и как студии при автомастерских и сервисных центрах».

Продвинутые мойки

Слово «детейлинг» широкому кругу россиян пока не очень знакомо. Считается, что оно происходит от английского auto detailing: комплекс операций по уходу за интерьером и экстерьером автомобиля.

«До перестройки россияне предпочитали мыть свои автомобили самостоятельно, но с приходом нулевых начали появляться первые частные автомойки. Слово “детейлинг” возникло в конце нулевых, так называли продвинутые автомойки, предлагающие более качественные и разнообразные услуги, чем остальные, — объясняет глава Ассоциации организаций в сфере детейлинга и автомобильной мойки (АОСДАМ) Василий Чернышов. — На рынок вышел ряд франшиз (Defendcar, Детайлинг-Про, Advance Star, Morendi), представлявших новые технологии по уходу и защите лакокрасочных покрытий кузова автомобиля.

Читайте также
Мойка двигателя

Параллельно в Россию начали привозить различные инновационные средства для стекол и интерьера, вслед за этим начали предлагать свои продукты и российские разработчики. Министерство труда России планирует в конце 2023 года принять профессиональный стандарт “мастер автомойки”.

По словам Чернышова, к детейлингу можно отнести около десятка услуг по уходу за автомобилем: качественную мойку, полировку и нанесение защитных покрытий (керамики, жидкого стекла и полимеров), оклейку кузова защитными пленками, реставрацию кожи салона, ремонт и полировку стекол, тонировку и нанесение бронепленки для лобового стекла, шумоизоляцию, локальную покраску авто и локальный ремонт сколов.

По данным АОСДАМ, оборот рынка детейлинга в России оценивается примерно в 20−25 млрд рублей. «Точно подсчитать обороты невозможно, значительная часть рынка не дифференцирована: на нем работают автодилеры, крупные сетевые и одиночные комплексы, а также мелкие участники рынка», — поясняет Чернышов.

Эксперты АОСДАМ отмечают, что в стране около 35 000 моечных постов разного калибра (в городах-миллионниках их более 10 000), в большинстве автомоек предлагают некоторые услуги детейлинга (например, двухфазные мойки).

По словам Чернышова, подсчитать количество студий детейлинга сложнее, поскольку «к таковым относят себя все подряд, включая “гаражников”, качество работ порой очень сильно разнится». Но если говорить об объектах, «оказывающих услуги детейлинга», то их число глава отраслевой ассоциации оценивает примерно в 5000.

Читайте также
content image for: 76085
Можно ли жить рядом с автомойкой

Автомобильных помывочных станций много, часто с их размещением в городах связаны различные нарушения. Например, в Рыбинске крупная мойка расположилась в историческом здании, во флигеле конюшенного двора усадьбы Тюменева

Обновил и езжай с удовольствием

Владельцы детейлинг-студий подтверждают, что хоть они и запустили бизнес несколько лет назад, спрос на их услуги активно растет именно в последние два года. Они подумывают о расширении. Например, столичная студия AutoCharme, открытая восемь лет назад, уже подыскивает место для второй точки. «Пока есть такой спрос нужно расширяться», — считает владелец AutoCharme Алексей Кольчугин.

Цена бизнеса невысока, на старте точку на два рабочих бокса, предоставляющую услуги по полировке и пленке, можно открыть, потратив от 300 000 рублей, говорит бизнесмен. По его словам, раньше в бизнесе существовало понятие сезонности, «мертвыми» считались январь, февраль и август.

«Ситуация изменилась полтора года назад. Автомобили стали ценить больше. И если раньше детейлинг был эдакой элитной игрушкой, теперь он идет в народ, — рассказывает Кольчугин. — Владельцы новых авто чаще всего устанавливают защитные пленки, процесс трудоемкий и может стоить от 250 000 рублей, а на автомобили с пробегом чаще всего востребованы услуги по полировке кузова (идет вместе с защитным покрытием, керамикой), что обходится им в 25 000−50 000 рублей. Можно обновлять авто раз в год и ездить на нем с удовольствием».

Эксперты говорят, что студии детейлинга становятся все более универсальными, хотя раньше все имели специализацию (на покраске, пленке, полировке или реставрации кожи).

С обычной мойки начинал почти семь лет назад и владелец студии AMD Garage Максим Бочков, теперь его компания предоставляет весь спектр детейлинг-услуг. «Этот бизнес активно развивается в последние годы. Раньше каждого клиента приходилось как бы уговаривать, убеждать и подробно рассказывать о преимуществе той или иной технологии. Сейчас клиенты идут с конкретным запросом или просят четкую рекомендацию», — делится он.

Самыми популярными услугами, по словам Бочкова, являются те, что могут обеспечить автомобилю защиту. «Оклейка бронепленкой всего автомобиля или зоны риска в передней его части может уберечь от последствий некрупных аварий или камней. Новые детали сейчас дороги и ждать их долго, люди делают выбор в пользу защиты автомобиля в студии детейлинга», — рассуждает он.

Читайте также
ВАЗ-2103 с мотором 450 л.с.

Оригинальное лобовое стекло на внедорожник Porsche Cayenne может обойтись его владельцу в 300 000−350 000 рублей, бронирование стекла в детейлинг-центре — 25 000 рублей, говорит Бочков. В следующем году он планирует открыть в Москве несколько новых точек AMD Garage, пара проектов уже в стадии подписания договоров.

«База клиентов у меня сформирована и сарафанное радио работает исправно, запись на две недели вперед. Пора масштабироваться», — считает он. Инвестиции в открытие одного центра (на два машино-места) он оценивает примерно в 1,5 млн рублей.

Спрос на детейлинг есть и у клиентов крупных автодилеров. «Основные услуги детейлинга в сервисных центрах подразделяются на восстановительные и защитные. В первый блок входит полировка кузова (стоимость варьируется от 5000 до 20 000 рублей), химчистка (3000−15 000 рублей), восстановление салона авто, пластика, кожаной обивки (от 2000 рублей).

К защитным услугам относится нанесение разнообразных покрытий, препятствующих загрязнению. Например, обработка керамическим составом (от 15 000 рублей за слой), покрытие стекол составом “антидождь” (от 500 рублей), пропитка элементов салона авто защитным составом (от 2000 рублей)», — перечисляет Тимашов из «Автодом Алтуфьево».

«Судя по нашей статистике интернет-запросов, интерес среди россиян к услугам детейлинга год от года растет, — говорит основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль. — Например, в 2021 году количество запросов составило порядка 80 000 в месяц, в следующем году этот показатель вырос до 124 000 запросов, за неполный октябрь мы получили уже более 427 500 запросов».

Татьяна Романова

Источник

Оставить ответ