Взять по пошлине: ЕАЭС может усилить контроль за импортом автомобилей

Правительство РФ выступает с инициативой ужесточения контроля за корректностью начисления таможенных платежей при импорте автомобилей, ввозимых через страны ЕАЭС. Занижение стоимости и другие «серые» схемы поставок машин из этих стран — распространенное явление, отмечают эксперты.

Возможные ужесточения могут привести к тому, что значительная часть автовладельцев столкнется с серьезными проблемами, предупреждают они. Подробности — в материале «Известий».

Усилить контроль

Правительство России намерено усилить контроль за корректностью начисления и уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств и ряда других товаров. Это следует из проекта поручения премьер-министра Михаила Мишустина Евразийскому межправительственному совету (копия имеется в распоряжении «Известий»).

Согласно документу, государствам — участникам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) предлагается создать до 1 апреля 2024 года «единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб», а также предусмотреть возможность «проведения таможенными органами государств — членов союза совместных мероприятий по организации таможенного контроля» товаров, которые были оформлены в одном государстве, а затем были ввезены в другое «с возможностью дополнительного начисления таможенными органами таможенных пошлин и иных платежей».

Кроме того, планируется усилить контроль за транспортными средствами, которые были оформлены по льготным правилам в одной стране, но фактически используются в другой стране — участнице союза. Для этого намечено «принять меры по недопущению их вывоза» в другие страны с «применением мер ответственности к лицам, нарушающим обязательства».

Автовоз

Для более тщательного контроля за соблюдением таможенного законодательства и оперативного выявления нарушений, связанных с занижением размера платежей, планируется обязать таможенные органы ЕАЭС ежемесячно направлять в Евразийскую экономическую комиссию данные о средней таможенной стоимости ввозимых товаров (в первую очередь автомобилей) на территорию государства — члена союза из третьих стран.

В качестве примера нарушений таможенного законодательства, касающихся существенного занижения их таможенной стоимости, в документе приводятся факты импорта в нашу страну электромобилей, оформление которых производилось в Киргизии.

«Это нивелирует предпринимаемые в Российской Федерации меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет», — поясняется в документе.

Откуда машины?

Киргизия — не единственная страна ЕАЭС, через которую в Россию завозятся автомобили с заниженной таможенной стоимостью, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, такая практика широко распространена и в других государствах — участниках союза.

— Есть масса примеров, когда автомобили, стоимость которых в документах явно ниже рыночной, проходят таможенное оформление в Армении и Казахстане, — рассказал он.

В распоряжении «Известий» есть копии таможенных документов на Toyota Camry 2022 года выпуска, который был ввезен в Казахстан через Грузию. В таможенной декларации фигурирует сумма в $10 тыс. (чуть более 910 тыс. рублей по курсу ЦБ). Между тем минимальная цена на аналогичную модель в РФ, по данным портала Auto.ru, составляет 2,8 млн рублей. Похожая картина и с Mitsubishi Montero Sport, также ввезенным через Казахстан. В декларации он оценен в $16 тыс. (1,47 млн рублей), притом что его реальная рыночная цена начинается от 4,1 млн рублей.

Поскольку размер пошлины рассчитывается в том числе с учетом цены, заявленной в декларации, экономия получается весьма существенная, отмечает вице-президент НАС. По его словам, в общей сложности недоплата таможенных платежей в бюджет исчисляется «сотнями миллионов долларов».

По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на апрель прошлого года доля новых автомобилей, импортированных в нашу страну из Казахстана (от общего числа машин, поставленных в РФ), составляла 12,6%, из Белоруссии — 3,8%, Киргизии — 3,4%, Армении — 3%. Что касается подержанных моделей, то здесь соотношение еще выше: 18,8% — из Армении, 12,5% — из Белоруссии и 2,7% — из Киргизии.

По мнению управляющего партнера компании «Моторинвест» Андрея Резникова, значительный рост ряда игроков в сегменте гибридов и электромобилей на российском рынке во многом связан с тем, что 70% этих автомобилей растаможивают в Киргизии, Белоруссии и Казахстане.

— Там почти не применяется корректировка таможенной стоимости и возможно получение льгот при таможенной очистке автомобилей. Это влияет на российское автомобилестроение: если прямой ввоз может быть существенно дешевле, чем локальное производство, то российским производителям невозможно организовывать некие схемы tax free, — заявил он на парламентских слушаниях о мерах господдержки автомобильной промышленности в ноябре прошлого года.

Могут быть трудности

С реализацией предложения российского правительства могут возникать сложности, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, предложенное «закручивание гаек» в отношении контроля за соблюдением таможенных правил может столкнуться с сопротивлением стран, через которые машины попадают на наш рынок.

— Более жесткий контроль может привести к тому, что поток автомобилей, проходящий через страны ЕАЭС, сократится. Исчезнет привлекательность использования тех или иных льгот и лазеек при «таможенных» машинах. С учетом того, что цепочки поставок автомобилей давно выстроены, это затрагивает интересы большого числа фирм и частников-перегонщиков как у нас, так и в странах ЕАЭС. Разумеется, они постараются сохранить статус-кво, — заявил он «Известиям».

Вице-президент НАС Антон Шапарин также считает, что российские предложения могут натолкнуться на определенное противодействие со стороны бизнеса, связанного с поставками автомобилей.

Потребители под угрозой

Возможное ужесточение контроля за соблюдением таможенных правил и доначисление пошлин в случае занижения стоимости машины или использования других «серых» таможенных схем может серьезно отразиться на автовладельцах, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

— Автомобиль, растаможенный с теми или иными нарушениями, может быть уже несколько раз перепродан. Однако претензии, связанные с необходимостью доплатить пошлину, как показывает практика, будут предъявляться к конечному владельцу машины, — отмечает Максим Кадаков.

По его мнению, в этом случае имеет смысл ввести некий мораторий, подразумевающий, что возможные претензии таможенных органов не будут распространяться на автомобили, ввезенные до какой-то определенной даты. Это будет более справедливо по отношению к автомобилистам, которые могут и не знать, что их машина когда-то была растаможена по «серым» схемам, считает он.

Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
Новые машины на стоянке возле автосалона
6фотографий

Применение таких схем — своего года лотерея в игре с государством, в которой автомобилист чаще всего проигрывает, отмечает Антон Шапарин. Один из ярких тому примеров — недавняя ситуация с автомобилями на армянских и абхазских номерах, которые также были оформлены с таможенными льготами, а затем на них начались массовые облавы.

— Мы в Национальном автомобильном союзе неоднократно предупреждали о возможных проблемах с автомобилями, растаможенными по «серым» схемам, с применением заниженной стоимости или каких-то других льгот. В сложную ситуацию могут попасть тысячи владельцев таких автомобилей. Их может быть гораздо больше, чем тех, что столкнулись с трудностями из-за повышения утилизационного сбора в прошлом году, — заявил вице-президент НАС.

Не могут договориться

Лазейки и различные ухищрения, которыми пользуется определенная часть импортеров автомобилей, связаны с отсутствием в странах ЕАЭС единых подходов к контролю и общих баз данных, которые позволяли бы максимально оперативно выявлять те или нарушения, считает член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.

— Союз существует уже почти 20 лет, однако до сих пор между странами-участниками так и не налажен нормальный обмен информацией: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных правил, ни по водителям, которые на машине с номерами одной страны нарушают ПДД в соседнем государстве. Это и порождает сложности в контроле за ними, — отметил он в беседе с «Известиями».

Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров

Источник

Оставить ответ